Архиерейская Литургия в праздник Введения во храм Божией Матери - Свято-Троицкий кафедральный собор - Архиерейское подворье, Каменская Епархия. Официальный сайт
Каменская Епархия Екатеринбургская метрополия Московский Патриархат

Пожертвовать собору

Оформить пожертвование


Контактные данные (*):

Ваше имя (необязательно):
Комментарии (необязательно):

Свято-Троицкий кафедральный Собор

Литургия 4 ноября 2020 22 1024x683

4 декабря 2020 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, епископ Каменский и Камышловский Мефодий совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Каменска-Уральского.

Его Преосвященству сослужили клирики Каменского городского благочиния иерей Дмитрий Соболев, иерей Сергий Вяткин, дьяконы Кирилл Зубков и Владимир Балабанов.

После чтения Святого Евангелия владыка Мефодий произнёс проповедь:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, мы празднуем великий праздник Введения Божьей Матери во храм. В те времена был единственный был в Иерусалиме, ветхозаветный, построенный Соломоном, порушенный, восстановленный после иудейского пленения и вновь разрушенный, от него ныне осталась только стена плача. История введения во храм Пресвятой Богородицы не записана в Евангелие, это церковное предание, которое передавалось из рода в род. Этот праздник начали праздновать ещё в третьем, четвёртом веке. Евангелие написано позднее, чем предание устное, передаваемое свидетелями, апостолами, родственниками Спасителя, свидетелями Его подвигов, жизни, чудес. Постепенно эти предания записывались, одни самими апостолами Матфеем, Иоанном, другие спутниками учеников, теми кто был в этой среде, такие как Марк, помощник апостола Петра, или Лука, сподвижник апостола Павла. Все эти предания вошли священное писание.

Недавно мы праздновали Рождество Пресвятой Богородицы, славили праведных Иоакима м Анну , которые родили этого младенца, с обетованием посвятить этого ребёнка на служение Господу. Мы многого не знаем о детстве Божьей Матери, но о каких то вещах мы можем догадываться, какие то замечать в контексте священного предания. Мы видим удивительные вещи, глядя на Божью Матерь и других избранников Божьих, на то как входила Богородица в храм, на её жизнь в Иерусалимском храме. Родители Марии видели, что ребёнок, который родился от них, он необыкновенный, но они также, как и сама Божья Матерь были помазаны смирением, поэтому стались об этом не говорить.

Мы знаем о других детях, таких как Иоанн Предтеча. Есть часть истории его жизни в Святом Евангелие. О том, как он будучи во чреве Елизаветы познал пришествие Божьей Матери и взыгрался радостью. Елизавета заметила, что ребёнок отреагировал на пришествие отроковицы Марии. Мы знаем о том, как происходило рождение Предтечи, о том, что он был подвижником от чрева матери, и придание об этом сохранилось до сих пор. Нам известно о чудесном рождении Сергия Радонежского, который во чреве матери трижды во время Литургии на весь храм прокричал. Нам известны чудеса из детства Николая Угодника, о том как этот младенец стоял в купели три часа никем не поддерживаемый или когда он питался только правой грудью своей матери, о том как он вкушал пищу единожды вечером, как подвижник. Такие вещи не могут остаться не замеченными. Но о таких вещах родители как правило не распространяются, чтобы не повредить ребёнку. Родители таких детей имеют разум. Мы знаем житие других угодников, истории из их детства. Например, из жития Макария Унженского. Родители заметили, что когда в колокол начинают бить, он начинает плакать. Позже они догадались почему так происходит. Однажды они внесли его в храм и он перестал плакать. С тех пор как начинался колокольный звон, его несли в храм, там он чувствовал себя хорошо, не плакал. Также и Божья Матерь была ребёнком удивительным, но не знаем в чём это проявлялось. Это знают Иоаким и Анна. Можно предположить, что они даже побаивались того ребёнка и ответственности за то дитя, которое Бог им даровал, потому что они понимали, что этого ребёнка сотворил сам Господь, и благословил им этого ребёнка, как некий дар. Мы должны понимать, что над каждым ребёнком, не только над Божьей Матерью, сам Господь усердно работает. Бог сам лепит дитя из отца и матери, берёт их природу и создаёт новую душу и новую личность, новое лицо, которое творит по образу своему, просвящая каждого человека грядущего в мир. Дети просвящаются и видят многие вещи, и нам порой не ясно как, как они учатся.

Когда привели Божью Матерь в храм, происходили крайне удивительные события. Исходя из которых понятно, что ситуация была необыкновенная. Да, действительно иногда приводили отроковиц или отроков на служение в храм, где они продолжали жить и поучаться рукоделию, добродетелям, читали священное писание, прислуживали при храме. Но когда привели Божью Матерь в три года и поставили на высокие ступени, она сама по ним дошла до первосвященника. Мы читаем об этом псалмы в восемнадцатой кафизме. Если говорить о том, как был устроен храм, то мы видим, что сначала был женский двор, далее через несколько ступеней двор для мужчин, затем двор священников, где находился жертвенник, всесожжение, умывальница, там жертвы и приносились, а дальше был вход в храм. Притвор храма был устроен подобно нашему, затем святое, где был жертвенник кадильный, находился хлеб и предложение. Во святое был закрыт доступ, всем кроме священников, потомков первосвященника Аарона. Мы помним ту историю, когда по своему графику в храм входил праведный Захарий. Когда он кадил у жертвенника, ему явился ангел, пророчествуя рождение Предтечи. Храм был пустой, в нём не было ничего кроме святынь. Дальше находилась святая святых куда и священники не входили, туда был доступ у первосвященника один раз в год. Во святая святых находился ковчег завета со скрижалями, манной в этом сосуде, расцветший жезл Аарона (библейская история), обложенные золотом статуи Херувимов, которые осеняли ковчег… Что происходит дальше? Дальше мы видим, как первосвященник, изображенный на иконе и не случайно изображённый с нимбом ведёт трёхлетнюю Марию в храм, куда входили только священники, и этому были свидетели. А дальше лишь ангелы Господни с удивлением смотрели как дева входит во святая святых. Это событие из ряда невозможных, потому что этого не может быть никогда. Но это было… Так же как Бог Творец родиться от девы, от женщины… Но это произошло! Вот также Божья Матерь была введена во святая святых. Как это происходило непонятно, как священник увидел, что эта девочка необычная? То, что произошло и помыслить невозможно! Это мы сейчас понимаем, как можно эту девочку было не ввести в святая святых, где её праобразы хранятся. Она вошла и осталась жить при храме. Есть ещё одна крайне удивительная вещь. Божья Матерь будучи отроковицей даёт обет девства. Обет это то, что даётся не просто так. Обет надо выполнять. Если мужчина даёт обет, он его выполняет. Если женщина, то надо чтобы этот обет подтвердили её наставники, родители или священники и тогда этот обет вступал в силу. Лет в четырнадцать девочка давшая обет девства была передана праведному Иосифу. Если говорить о том времени, тогда это было не духе традиций, тогда не давали обет девства. Некоторые пророки не имели жены, но это было исключение, и какого то особого обета не было. У женщин это тем более было не распространено, для женщины главное было продолжать род, рожать плодиться и размножаться. Дать обет девства в столь раннем возрасте немыслимо, и чтобы священники это подтвердили. Вспомним, как Гавриил явился Божьей Матери благовествуя рождение Спасителя. Дева сказала: как может это быть, если я мужа не знаю? Не только до этой вести, но и после. Обет нельзя нарушить.

В своё время священники, также как и родители видели, что перед ними необычный ребёнок, поэтому спокойно и подтвердили данный ею обет. Понятно, что обет девства вещь неслыханная, как и вхождение ребёнка во святая святых.

Мы знаем, как Божья Матерь жила, о ней немного сказано, но этого достаточно, чтобы понять кто она такая…

Если вспомнить житие Симеона Дивногорца. Марфа, (его мать), привела его в монастырь, когда он был совсем маленький. Его духовный наставник был Иоанн Столпник. Он постриг в монашество и поставил Симеона на столп в восемь лет, для совершения подвига. Почему в таком раннем возрасте? Потому что духоносный видел, что в мальчике большая благодать и сомнений не было.

Но когда мы снова свой взор обращаем на Божью Матерь, то понимаем, что она святее святых, больше неё нет никого, лишь сам Бог, поэтому её слово было силой, перед ней священники благоговели. Они нашли праведника Иосифа старца и поручили ему эту отроковицу, чтобы он хранил её девство. Иосиф успел вырастить, поднять на ноги спасителя. Детство и жизнь Спасителя отдельная история, о которой мы поговорим в другой праздник. Сегодня бы говорим о его Матери Марии в которой благодать была изначально, от чрева матери. И Божья Матерь открытая всем святым в этой жизни совершила не словом, не делом, не помышлением, кроме некоторых ошибок неведения. Почитая Божью Матерь и этот праздник, мы понимаем, приоткрываем величие отроковицы ставшей Матерью Бога в пятнадцать лет, (что также было открыто одному из святых). Поэтому нет никого больше Божьей Матери, не было и не будет, отрождённых женами. Единственный кто больше это её сын, но он не человек, он Бог. Поэтому будем осознавать как величие этого праздника, так и величие той, в честь которой этот праздник утверждён.

Аминь.

На сугубой ектении были молитвенно вознесены прошения об избавлении от болезненного поветрия и исцелении недугующих, а также о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.

За богослужением состоялось таинство Евхаристии, причащение Тела и Крови Христова.

Пресс-служба Каменской епархии